Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 3071
Новые этнолюди: Имя: Александр
Кт0 такой: М Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

02.06.2018 вечер массажа
Подробнее

21.11.2017 перевозка грузов, перевозка малогабаритных грузов, перевозка прицепом
Подробнее

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

Все события

Тувинское горловое пение

Тувинское горловое пение



Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым
народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам,
а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность
этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает
сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное
двухголосное соло.


Первые письменные источники описания искусства горлового пения
встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что
столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных
в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление.
Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф
Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением
без слов», не передается словами. Это пение называется горловым
- - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы
хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут
вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные
урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность
которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.
За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных
звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме»
- инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой,
обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются
певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо
тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию
«таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название
мелодии».



По мнению большинства специалистов, тувинское горловое
пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства
алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием
стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт,
эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей
- думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы
(степное каргыраа).


О происхождении разных видов тувинского горлового пения
сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд
гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди
верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы:
когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки,
схожие с каргыраа.


Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную
основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например,
в современном тувинском языке существует звукоподражательный
глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:


1) хрипеть, издавать хриплые звуки,


2) бурлить (при кипении, например, каши)


Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.


Происхождение теримна «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые
связывают его с названием искусства звукоподражания, особой
манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить
звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки,
гортани хоо, хоозу.


В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее
горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин
заимствован монголами у тувинцев.


Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим
звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей
представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения
монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или
с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности
это достаточно существенный момент.


У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в
течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся
в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения
струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса
между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности
людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине
с бурной стихией.


Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения,
исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали
это пение «хоомей».


В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными
компактными группами на северо-западе МНР.


Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от
глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).


Термин сыгыт означает причитание, плач как производное
от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает
на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным
обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.


Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги
- стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл
и характер его музыки.


При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный
к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический
звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать
определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр
появился как подражание этим звукам.


Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола
«борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет
ритмические формы.


В отношении же происхождения горлового пения как искусства
в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно
распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия
лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал
это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось
песенной переработке и принимало вид вокального искусства. С
этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник
в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев
во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло
горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается.
Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся
в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход
к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме
лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных
первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными
обрядовыми действиями.


В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев,
пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать
как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое
многоголосие.


Горловое пение является результатом специфического гортанного
пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев,
например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому
мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров
являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением
передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением
в ее сущность.


Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний
- охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого,
развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных
подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей
и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической
функции.


На основе традиционных звукоподражаний развлекательного
характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное
чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей
и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания,
имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное
в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя
отчетливо слышны два музыкальных голоса.


Горловое пение с давних времен было одной из традиционных
форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой
частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических
сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых
от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании
«Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда
Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевнуЙШестеро
девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади
три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней
исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».


Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые
исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных
отношений в Туве , то есть 6-8 вв., то о времени зарождения
и становления горлового пения мы не можем говорить мы не можем
говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого
жанра определились гораздо раньше.


Искусные исполнители горлового пения, как и сказители,
являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми
людьми среди всех социальных слоев и групп населения.


По материалам книги З. Кыргыс "ХООМЕЙ - жемчужина Тувы",
Кызыл, 1992 г.


источник -> http://gov.tuva.ru/abaut/gorlovoe.htm



Случайные новости



10 Марта состоится концерт гусляра Александра Субботина 14.02.2012 10 Марта состоится концерт гусляра Александра Субботина

Музыкальный творческий вечер гусляра Александра Субботина Александр Васильевич Субботин (сценический псевдоним Любослав) в своем творчестве соединяет два направления: художественное и музыкальное. Автор – исполнитель, композитор, гусляр – сказитель, член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников. Репертуар гусляра и гитариста разнообразен. Часть песен – это работа композитора на стихи русских и зарубежных поэтов; А. Фета, А. Апухтина, С. Есенина, А. Пушкина, Н. Рубцова, И. В. Гете и др. Часть песен написана на собственные стихи. Есть исторические произведения – былины и баллады. На концерте возникает потрясающее чувство погруженности в атмосферу, пропитанную высокими образами и смыслами. Приятные, гармоничные песни и музыка пробуждают чувственное восприятие мира. Концерт проводится в дружественной и позитивной обстановке. Дополните свою жизнь радужными красками, светлыми и счастливыми моментами. В суматохе и суете материалистического мира, в котором преобладают потребительские ценности, очень важно вовремя остановиться, и привести в порядок свои мысли и чувства. Тогда наши поступки и действия будут более гармоничны. Меняясь к лучшему внутренне, мы меняем окружающее нас пространство, и становимся более счастливыми и радостными людьми. Звучание гуслей вызывает возвышенные и светлые чувства, пробуждает в нас позитивные, высокие образы. Резонируя с такой музыкой, люди вспоминают, кто они есть на самом деле, вспоминают свои мечты, которые хотели реализовать, но сбились со своего пути в погоне за ложными, навязанными стандартами. Творческий вечер наполнит вас силой и энергичностью, так что обыденное в жизни будет казаться ярче и станет наполненным невидимым ранее смыслом. Вы преобразитесь и научитесь воспринимать окружающее пространство по-новому, поэтому и мир будет обновлённым и доброжелательным. Вы начнете замечать улыбки людей, потому что сами излучаете радость и свет. Выступление состоится 10 марта в Большом зале КВН клуба «Скворечник», который находится по ад


Читать полную новость
ПЕРФОМАНС-ЭКСПЕРИМЕНТ КАТРИНЫ ГРИДИНОЙ 12.11.2014 ПЕРФОМАНС-ЭКСПЕРИМЕНТ КАТРИНЫ ГРИДИНОЙ

Эта история о музыке… О звуках. О переливчатых мелодиях. О головокружительных сочетаниях. О бешеных ритмах. О незримых вибрациях. О неистовых призывах примитивного и тончайших оттенках божественного. Музыка… Музыка может менять, вдохновлять, возбуждать, обескураживать, увлекать, отвлекать, побуждать, обезоруживать. Музыка может растворять печали и уносить в размышления о вечности, пробуждать испепеляющую страсть и умиротворять едва заметным касанием к сердцу. Музыка зовет, музыка манит, музыка приглашает…. Ощущать, слышать, чувствовать… Танцевать… МУЗЫКА В ТЕЛЕ Большой танцевальный эксперимент Школы импровизации и перфоманса «Искусство Быть» и музыкантов «Центра «О» Катрина Гридина, Гузель Замалиева, Ксения Ладо Максим Булыгин, Николай Соболев, Петр Никулин. . Непредсказуемый импровизационный перфоманс, в котором вы сможете увидеть, что случится, если позволить себе чувствовать музыку кожей, пропускать звуки сквозь суставы и кости, наполнять движением мельчайшие мышцы в теле, вдохновенно отдаваться ритму и слышать позвонками тишину, позволять музыке провожать нас к собственным чувствам и не бояться движения, идущего изнутри... Во время представления вас ждет: импровизация от сильнейших этнических музыкантов Москвы. Полная импровизация от исполнителей спонтанного танца. Практика интуитивного движения с Катриной Гридиной. Интерактивный перфоманс с участием зрителей. Место проведения: Творческая мастерская "Центр О" Схе


Читать полную новость
29.06.2008

Андрей Байкалец - певец-гусляр. Концерт состоится в воскресенье, 29 июня в 19:00 Чайном клубе по адресу: м. Таганская, ул. Земляной вал, д.65, стр.1; тел. 925 25 82 Вход 200 руб. Подробнее

Перейти » Все новости