Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 2988
Новые этнолюди: Имя: Feel
Кт0 такой: Бритни Спирс Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

21.11.2017 перевозка грузов, перевозка малогабаритных грузов, перевозка прицепом
Подробнее

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

11.02.2013 [url=http://music-sis.ru/]музыкальный календарь[/url]
Подробнее

Все события

А.Н. Аксенова "Тувинская народная музыка. Часть 1: тувинское горловое пение"

А.Н. Аксенов "Тувинская народная музыка" 1964г. (тувинское горловое пение и народные инструменты)

Часть первая - тувинское горловое пение
Часть вторая - тувинские народные инструменты
АН.А.ксенов исследователь Тувы 60-х годов

Сольное остинатное двухголосное горловое (или гортанное) пение тюркских народов: тувинцев, хакасов, горно-алтайцев и башкир (распространенное также у монголов и ойротов) вызывало изумление всех его наблюдателей. Все казалось непонятным и необъяснимым в этом своеобразном искусстве пения: «неестественно, что человек берет сразу два звука одновременно, — писал Л. Лебединский по поводу башкирского горлового пения узляу. — Неестественны сами тембры узляу как остинатного нижнего органного пункта, так и звуков верхнего регистра; неестественна необходимость длительно задерживать дыхание».

Необычный тембр звучания горлового пения и загадочный характер его технологии наблюдатели характеризовали то как «лесную дикость» (С. Рыбаков) 2, то видели в них следы шаманства (Л. Лебединский) .

О тувинском горловом пении

Тувинцы не ставят горловое пение ни в какую связь с шаманством, расценивают его в чисто бытовом эстетическом плане и сближают с вполне бытовым искусством игры на хомусе, с которым искусство горлового пения поразительно близко и по музыкальному стилю и по характеру звучания (мелодический стиль одного из видов тувинского горлового пения — каргыраа — в самом деле напоминает мелодичский сгиль произведений, исполняемых на ыяш-хомусе). Сближение тувинского искусства горлового пения и искусства игры на хомусе отнюдь не случайно.

Оба эти вида тувинского музыкального искусства основаны на одной общей технике образования мелодических звуков; они различаются только по технике извлечения остинатной опоры мелодии (органного пункта).

Мелодические звуки в горловом пении, точно так же, как и при игре на хомусе, являются обертонами низкого опорного звука, выделяемыми из него изменениями объема полости рта по принципу резонаторов Гельмгольца, но при игре на хомусе низкий опорный звук извлекается вибрацией язычка этого инструмента, а при горловом пении — особым приемом напряжения голосовых связок.

Сопоставление технологии горлового пения с технологией игры на хомусе легко объясняет загадку вокального исполнения остинатного двухголосия одним певцом. При горловом пении исполнитель поет только один низкий остинатный звук, богатый высокими обертонами; обертоны, образующие мелодию, выделяются из этого непрерывающегося звука изменениями объема полости рта тем же самым способом, как и при игре на хомусе. Мелодические возможности горлового пения, однако, несравненно богаче мелодических возможностей игры на хомусе: из хомуса можно извлечь остинатный звук только одной неизменной высоты и одного неизменного тембра, а при горловом пении певец извлекает из голосовых связок несколько чередующихся остинатных звуков различной высоты и выделяет обертоны (образующие мелодию) из каждого такого остинатного звука.

Остиннатные звуки горлового пения различаются по высоте и по тембру; соответственно различную тембровую окраску приобретают их обертоны, образующие мелодию.

Типы горлового пения различных народностей отличаются друг от друга не только по своему мелодическому стилю, но и по высоте и тембру опорных остинатных звуков, определяющих мелодические их возможности.

В Туве распространены четыре вида горлового пения и соответственно четыре мелодических его стиля. Каждый из них имеет особое название: каргыраа, борбаннадыр, сыгыт, эзенгилээр.

Стиль каргыраа. Опорный остинатный звук, сходный по тембру с низким регистром валторны, извлекается певцом при полуоткрытом положении рта. У различных исполнителей его высота колеблется в пределах четырех начальных звуков большой октавы; во время исполнения она иногда сохраняется неизменной, но иногда кратковременно сдвигается на малую терцию вниз.

Мелодию, расположенную в диапазоне верхних звуков 1-й и нижних — 2-й октавы, образуют 8-й, 9-й, 10-й и 12-й обертоны опорного остинатного звука (отдельные исполнители добавляют к ним 6-й обертон).
Сдвигом опорного остинатного звука на малую терцию вниз исполнители пользуются только в момент звучания 8-го обертона, одновременно понижаемого на интервал той же малой терции; это традиционный способ расширения лада напева.

Обертоны, образующие мелодию, звучат чисто, слышатся ясно и отчетливо и по светлому и свистящему тембру напоминают звучание свирели.

Каждый обертон звучит на определенном гласном звуке и соответственно каждый интервальный мелодический ход от одного обертона к другому сопровождается сменой одного гласного звука другим:


Обертоны и гласные чередуются в мелодии одновременно и параллельно: каждому обертону соответствует постоянная гласная — одна, две, или три; взаимосвязь определяется известным законом фонетики: тоны полости рта имеют для каждои гласной постоянную абсолютную высоту. Гласные звуки различаются в фонетике по трем способам их звуко извлечения: а) но положению языка (или, согласно лингвистической терминологии, по ряду)— на передние (мягкие) и задние (твердые); б) по степени подъема языка — на нижние и средние (широкие) и верхние (узкие); в) по участию губ — на губные и негубные.

В тувинском горловом пении каргыраа изменение гласных и формируемых ими обертонов обусловлено двумя способами звукоизвлечения:

по степени подъема языка и по участию губ (положение языка по ряду—обертонов не формирует), причем низкие обретоновые звуки образуются при высоком подъеме языка, а высокие — при низком2.

Гласные нижнего и среднего подъема (широкие) образуют 8-й, 9-й, 10-й и 12-й обертоны от опорного остинатного звука в его исходном положении:

а) 8-й обертон -дают две гласные среднего подъема: зданее о и переднее э
б) 9-й обертон дает гласная э и ее сгубленный вид
в) 10-й. обертон дает гласная а
г) 12-й обертон дает разновидность гласной а, не встречающаяся в тувинской разговорной речи: по подъему более низкая, а по ряду более задняя, чем разговорное а (обозначаем эту гласную буквой а) Из гласных верхнего подъема (узких) — и, ы или у — образуется 8-й обертон от опорного остинатного звука при его понижении на малую терцию вниз от исходного положения:
Эту технологию горлового пения каргыраа, описанную теоретически, тувинцы осознают чисто практически: они знают, что произнесение на опорном (остинатном) звуке, определенных гласных дает определенные мелодические звуки; горловому пению каргыраа они обучаются именно по этому принципу'. Физиологическая природа извлечения опорного остинатного звука. лежащего в основе горлового пения, не поддается внешнему наблюдению; она требует экспериментального фониатрического исследования. Извлечение низкого звука, из которого при горловом пении выделяются мелодические обертоны, требует не только особого положения голосовых связок, принципиально иного, чем при обычном пении, но и предельного напряжения дыхательных путей, требующего колоссальной тренировки.

Искусные исполнители горлового пения поразительно владеют дыханием (на одно дыхание длительностью до 20-30 секунд они берут большое число мелодических звуков); вполне свободно они владеют техникой перехода от одного обертона к другому. Исполняемые ими мелодии горлового пения поражают стройностью и продуманностью своих композиций.

Репертуар горлового пения каргыраа составляют чаще всего особые орнаментированные мелодии широкого дыхания, не исполняемые в качестве песен, но наряду с ними горловым пением каргыраа исполняются также своеобразные музыкальные пьесы. Эти пьесы зачинаются псалмодийным речитированием слов песни (иногда любой, а иногда принадлежащей только к зачинам каргыраа) на двух звуках или, вернее, на одном опорном остинатном звуке в двух положениях: исходном и сниженном на малую терцию.

При такой речитации одновременно с опорным звуком (в обоих его положениях) звучит 8-й, а реже и 9-й обертоны; речитация исполняется таким образом двухголосно.

На каждой песенной полустрофе подобный речитационный зачин прерывается обычной для горлового пения каргыраа мелодией без слов, аналогичной традиционному мелодическому распеву (внутрислоговой мелодии) в конце каждого стиха или каждой полус грифы тувинских народных песен.

Стиль борбаннадыр. Опорный остинатный звук, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную (как при произнесении губной фрикативной звонкий согласной в).

Вследствие этого дыхание расходуется в стиле борбаннадыр значительно более экономно, чем в стиле каргыраа; в первом из этих- стилей исполнитель берет на одно дыхание большее число мелодических звуков (обертонов), чем во втором.

Опорный остинатный звук стиля борбаннадыр остается неизменным по высоте, в отличие от стиля каргыраа, где он временами сдвигается на малую терцию вниз.

У отдельных исполнителей высота опорного остинатного звука колеблется в пределах трех средних звуков большой октавы. Мелодию, расположенную в диапазоне всей 2-й и начальных звуков 3-й октавы, образуют 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й, 12-й.и иногда 13-й обертоны; они звучат менее звонко и более мягко, чем в стиле каргыраа, напоминая по тембру флажолеты струнных смычковых инструментов (альта и виолончели):
В отличие от пения в стиле каргыраа, в пределах одного дыхания, всегда непрерывного, пение в стиле борбаннадыр является иногда непрерывным, а иногда прерывистым. В непрерывном пении стиля борбаннадыр опорный остинатный звук и его мелодические обертоны слышатся только в одной тембровой окраске согласного звука в'; в прерывистом пении этого стиля интонирование согласной в прерывается полным смыканием губ и последующим их размыканием либо на шумной звонкой- согласной б, либо на сонантной носовой согласной м.
Тембр звучания на согласной м имеет два оттенка, различающихся по подъему языка: при опущенном языке звучит обычное м, при поднятом языке (как при произнесении сонантной носовой согласной н) и в то же время сомкнутых губах (как при произнесении согласной м) звучит двойная сонантная согласная мн; первый звук обозначается нами буквой м, второй — буквой м.

Обертоны, на которых строится мелодия, образуются в стиле борбаннадыр по тому же принципу, как и в стиле каргыраа: вокализацией гласных по подъему языка. Однако при непрерывном пении стиля_борбаннадыр гласные не слышимы вследствие сомкнутых губ, а при прерывистом пении того же стиля они слышимы, но только в момент размыкания губ — либо после смычной согласной б (бе, бэ), либо послесонантной согласной м (ма), либо после обоих этих согласных, интонизируемых одна за другой в последовательности бм (бма), либо, наконец, после двух сонантных согласных—носовой м и плавной л в'последовательности мл (мла) 2.

Отсутствующий в стиле каргыраа 7-й обертон образуется в стиле борбаннадыр гласной у (слышимый также лишь в прерывистом типе пения).

Стиль борбаннадыр тувинцы оценивают как технологически родственный стилю каргыраа: все исполнители, владеющие технологией звукоизвлечения в стиле каргыраа. владеют также и технологией звукокзвлечения в стиле борбаннадыр, но остальными двумя стилями горлового пения, имеющими иную технологию звукоизвлечения, многие из них не владеют .

1 технологическое родство стилей каргыраа и борбаннадыр допускает внезапный переход из одного стиля в другой в одной и той же вокальной пьесе; подобным приемом нередко пользуются искусные исполнители. Одни пьесы они зачинают в стиле борбаннадыр, в середине переходят на стиль .каргыраа, в конце — снова возвращаются в стиль.( Всеми четырьмя стилями тувинского горлового пения владеюг лишь немногие) борбаннадыр; другие пьесы они зачинают мелодической речитацией песенных слов в стиле каргыраа, а на распеве (после каждой полустрофы) вместо стиля каргыраа переходят в стиль борбаннадыр.

В стиле борбаннадыр тувинцы исполняют только особые, относящиеся исключительно к этому стилю горлового пения вокальные пьесы, представляющие всегда мелодии без слов. Для вокальных пьес стиля баннадыр характерна мелодика нисходящего движения, зачинающаяся с высоких звуков (преимущественно с 12-го обертона) и спускающаяся скачками чаще к 7-му, реже к 8-му обертонам, которые продолжительно орнаментируются в разнообразном сложном ритме преимущественно трелями (пьесы подобного стиля, но без орнамеитироьания на 7-м и 8-м обертонах, типичны также для инструментальных наигрышей на ыяш-хомусе.

Стиль борбаннадыр имеет в некоторых местностях иное название, хоомей (в других местностях так называется горловое пение в целом). В местностях, где стиль борбаннадыр называется хомеем, борбаннадыром называют мелодические речнтацнп с песенными словами, зачинающие некоторые пьесы стиля каргыраа.

Стиль сыгыт. Опорный остинатнын звук, более напряженный и более высокий, чем в стилях каргыраа и борбаннадыр (его высота колеблется у отдельных исполнителей в пределах средних звуков малой октавы), сходен по тембру отчасти с засурдиненной валторной, отчасти с родственно виолончели. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта (по силе зву-
чания он значительно слабее, чем в стиле каргыраа); на протяжении одной пьесы он не остается неизменным, а движется, но по иному принципу, чем в стиле каргыраа. Характер его движения — основная особенность, отличающая стиль сыгыт от всех остальных стилей тувинского горлового пения; низкий опорный звук используется в этом стиле но только в качестве остчиатного звука с обертоновыми мелодическими призвуками, но и в качестве подвижного, низкого мелодического голоса без обертоновых призвуков.

В стиле сыгыт чередуются два вида горлового пения — одноголосное ~ только в низком регистре и двухголосное — в низком и'в высоком одновременно. Вначале тембром опорного звука, но без его обертоновых призвуков поется одноголосно в низком регистре особая (не несенная) мелодия речитационного характера со словами любой песни.

Вслед за этим (либо после окончания каждого стиха, либо в песнях с припевом — дембильдей после окончания каждой строфы) мелодич останавливается на тянущемся (остинатном) звуке; на фоне его звучания исполнитель выделяет из него обертоны, образующие вторую, орнаментальную мелодию в высоком регистре (двухголосный эпизод).

В пьесах с двухголосным распевом после каждого стиха нечетные стихи (1-й и 3-й) заканчиваются остинатным звуком одной высоты, а четные (2-й и 4-й) — остинатным звуком другой высоты — на тон ниже первого, причем на протяжении двухголосного эпизода, закапчивающего четные стихи, опорный остпиатнын звук зннзоднчески краткоппеменно понижается на малую терцию вниз, как в стиле каргыраа, а каждый двухголосный эпизод заканчивается традиционным глиссандиропанным скольжением вниз вместе с его обертоновым призвуком на октаву :
В пьесах с двухголосным распевом после каждой строфы (дембильдей) высота остинатного звука остается неизменной за исключением традиционного сползания в конце каждого двухголосного эпизода, но не на октаву, а на большую секунду .

Орнаментальная мелодия из обертоновых призвуков образуется в пьесах с двухголосным распевом после каждого стиха — от обоих чередующихся в них остинатных звуков. _

В двухголосных распевах, следующих после нечетных стихов песенного текста, такая орнаментальная мелодия строится на 8-м, 9-м ч 10-м обертонах от первого опорного остинатного звука, а в распевах после четных стихов - на 8-м, 9-м, 10-м и 12-м обертонах от второго опорного остинатного звука (эпизодические его понижения на малую терцию вниз и его глиссандирующие сползания на октаву вниз в конце распева происходят всегда в момент звучания 8-го обертона и сопровождаются его понижением на те же интервалы):
В пьесах с двухголосным распевом после каждой строфы (дембильдей) орнаментальная мелодия из обертоновых призвуков образуется из 8-го, 9-го, 10-го, 11-го и 12-го обертонов от опорного остинатного звука (его глиссандирующие сползания на тон вниз в конце распевапроисходят всегда в момент звучания 8-го обертона и сопровождаются его понижением на тот же интервал):
Обертоны, на которых строится орнаментальная мелодия распе стиля сыгыт, звучат в очень высоком регистре (верхняя часть 3-й и начало 4-й октав) в резком свистящем тембре, напоминающем тембр флейты-пикколо в том же регистре.

Вокализация гласных в таком высоком регистре почти не различима и соответственно взаимосвязь между вокализацией гласных и образу.емыми ею обертонами не установима.

Верхний голос стиля сыгыт, образуемый из обертонрвых призвуков, является не столько мелодией, сколько орнаментальным тремолировадием в пунктированном ритме по преимуществу на двух звуках (9-й и 10-й обертоны от первого и второго опорных остинатных звуков); это основное мелодическое отличие стиля сыгыт от всех остальных стилей тувинского горлового пения, верхний голос которых является развитой мелодией.

Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении.

Опорный остинатный звук стиля эзенгилээр расположен в том же регистре средних звуков малой октавы, как и у стиля сыгыт, но в отличие от роследнего в стиле эзенгилээр этот звук неподвижен на протяжении всей пьесы. Зачинная мелодическая речитация в регистре и тембре опорного.звука, типяческая для стиля сыгыт, в стиле эзенгилээр отсутствует. Обертоновая мелодия стиля эзенгилээр имеет не только орнаментальное значение, как в стиле сыгыт, но мелодически смысловое, как в стилях каргыраа и борбаннадыр. Обертоновые мелодии стиля эзенгилээр очень разнообразны, так как они импровизируются исполнителями из различных обертоновых призвуков. Так, пьеса этого стиля, записанная на граммофонной пластинке в 1934 году от исполнителя Сорукту, построена на 6-м, 8-м, 9-м, 10-м и 12-м обертонах от опорного остинатного звука:
По всем перечисленным признакам (в том числе по характеру звукоизвлечения и по тембру) стиль эзенгилээр поразительно близок к образцам башкирского горлового пения узляу'; эти последние отличаются от тувинского горлового пения стиля эзенгилээр только национально своеобразной (в одном случае башкирской, в другом —-тувинской) мелодикой. Вместе с тем для исполнения пьес тувинского стиля эзенгилээр характерна особая агогика, отличающая этот стиль от башкирского узляу. (Имеем ввиду звукозапись башкирского горлового пения узляу, сделанную 1948 г. Всесоюзным комитетом по радиовещанию во время Всесоюзного смотра сельской художественной самодеятельности, и нотацию звукозаписи башкирского узляу опубликованную Л. Н. Лебединским (см. его сборник «Башкирские песни и наигрывди», М., «Советский композитор», стр. 147, № 51).

'В обертоновой мелодии, равно как и в звучании остинатного звукастиля эзенгилээр, отчетливо слышится непрерывная динамическая пульсация (чередующееся усиление и ослабление звучания) в ритме кавалерийского аллюра галопом (в графике наших нотаций пульсируют восьмые длительности). Эта особенность стиля эзенгилээр обусловлена традицией исполнения пьес этого стиля во время верховойезды; термин «эзенгилээр» — в дословном переводе: стременной происходит от слова: эзенги — стремя седла.

При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.-

Не исключено, что с традицией исполнения пьес стиля эзенгилээр во время верховой езды связана и общая для них мелодическая особенность: настойчиво повторяемые терцовые и квартовые скачки вверх (к 12-му обертону) с остановками на верхнем звуке; интонации это звучат как фанфарные зовы или призывы.


Случайные новости



29.05.2011 Странствующим йогам посвещается.

Горы не законченной работы! Тысячи строк недописанного кода! Более 7 идей в голове и три идеи на бумаге описанные подробным планом, но все же, я нахожу время на, то чтобы написать свой первый пост на блоге. И разговор в нем я поведу о полезности узко тематических сайтов в жизни интернет-предпринимателей. Меня уже давно интересует тема сайтостроения и веб-дизайна - http://www.mydesite


Читать полную новость
6 марта 2011. Болот Байрышев. Концерт в КЦ Дом, Москва 08.02.2011 6 марта 2011. Болот Байрышев. Концерт в КЦ Дом, Москва

6 марта в 20.00 в КЦ Дом состоится концерт Болота Байрышева и Алексея Чичакова. Место проведения: Москва, м. Новокузнецкая, Бол. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4, КЦ Дом. Подробная информация: www.bolot-bairyshev.ru Группа В Контакте: http://vkontakte.ru/club14373796 Событие В Контакте: http://vkontakte.ru/event23899905 Болот Байрышев - Заслуженный артист России, национальный герой Республики Алтай, всемирно известный мастер-исполнитель алтайского горлового пения - кай, в совершенстве владеющий игрой на национальных инструментах – топшуре, комусе, шооре. Представляя традиционную музыкальную культуру Алтая, Болот объехал весь мир и заслуженно считается одним из ярчайших представителей жанра world music. В настоящее время Болот является одним из немногих кайчы, способных не только глубоко воздействовать на душу слушателя с помощью горлового пения, но и излечивать телесные болезни. Уникальность исполнительской манеры певца заключается в его совершенном и аутентичном слиянии с природой и духом Горного Алтая. Во время концерта артист уводит слушателей в свой удивительный мир, где каждый может воочию увидеть


Читать полную новость
25.04.2009

В субботу 25 апреля тибетский тантрический хор "Пхурпа" (Москва) выступит в клубе "Газгольдер" (www.gazgolder.com) в поддержку нового альбома "Trowo Phurnag Ceremony" (2009, Sketis Music). Подробнее

Перейти » Все новости