Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 2976
Новые этнолюди: Имя: ильдар
Кт0 такой: эзотерик Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

11.02.2013 [url=http://music-sis.ru/]музыкальный календарь[/url]
Подробнее

02.02.2013 Лекарства тайские для похудение без диет предлагаем похудеть эти препараты по настоящему помогают избавится от лишнего жировых отложений. Ассортимент и цены в нашем интернет магазине. http://morganvisa.umi.ru/
Подробнее

Все события

А.Н.Аксенов "Тувинская народная музыка. Часть 2: тувинские народные инструменты"

А.Н. Аксенов "Тувинская народная музыка" 1964г. (тувинское горловое пение и народные инструменты)

Часть первая - тувинское горловое пение
Часть вторая - тувинские народные инструменты

В современном быту тувинцев наиболее распространены два струнных смычковых инструмента: бызанчи и игиль (постепенно вы- тесняемый в тувинском народном быту монгольским хуром).

Бызанчи (пызанчи) — струнный, смычковый инструмент, распространенный под разными названиями почти во всех странах Дальнего Востока в нескольких разновидностях, отличающихся друг от друга по размеру, по числу струн (двухструнные, четырехструнные) и по материалу, из которого изготовляется корпус (дерево, бамбук, медь)

В Монголии, Бурятской АССР и Тувинской АССР распространен только четырехструнный вид этого инструмента; тувинцы называют его бызанчи (пызанчи), монголы и буряты — хучир.

Наиболее распространенный вид тувинского бызанчи имеет медный корпус в форме полого цилиндра или деревянный шести- или восьмигранный. Один торец корпуса открыт, другой — обтянут яманьей (козлиной) кожей или кожей марала и является декой. Сквозь корпус перпендикулярно его оси пропущена шейка в виде длинного круглого в сечении стержня, переходящего в головку с 4 колками для крепления струн, изготовляемых из конского волоса. Первая и третья струны настроены в унисон, вторая и четвертая —квинтой (или реже квартой) выше первой и третьей, также в унисон. Все четыре струны продеты сквозь металлическое кольцо, притянутое к шейке веревочкой (или кожаной вязкой), свободно передвигающейся по шейке вверх и вниз, удлиняющей или укорачивающей звучащую часть всех струн одновременно. Приспособление это служит для повышения или понижения строя инструмента, т. е. изменения абсолютной высоты настройки струн в пределах первой октавы (.примерно от до—соль до ми—ей). Смычок имеет форму лука, на котором натянуты два пучка из конского волоса, продетых между струнами (один пучок между первой и второй струной, другой — между третьей и четвертой). Волос смычка касается попеременно либо одной унисонной пары струн..либо другой (обеих пар струн одновременно он не может касаться). Натирается волос смычка смолою лиственницы или кедра.

Во время игры исполнитель держит инструмент вертикально, упирая низ шейки (ножку) о колено. Большой палец левой руки лежит на нижней части шейки, остальные четыре пальца — между шейкой и струнами. Струны прижимаются не к шейке, а от шейки тыльной стороной пальцев.

У тувинского бызанчи и монгольского хучира тембр более мягкий и тусклый, чем у европейской скрипки. По своим размерам тувинские бызанчи несколько меньше монгольских хучиров (общая длина бызанчи около 70—75 см, монгольского малого хучира 75—80 см).

Местные разновидности тувинского бызанчи отличаются от его общераспространенного вида только формой корпуса: бызанчи из коллекции Ф. Кона (хранящийся в Русском этнографическом музее в Ленинграде3) имеет корпус в форме выдолбленного деревянного цилиндра (длиной 13 см., диаметром около 7 см.), бызанчи, Тоджинского района Тувы (описанные С. Ваинштейном) имеют корпус из .коровьего рога, широкое отверстие которого обтянуто кожей (С. Вайнштейн сообщает, что в скотоводческих районах Тоджи инструмент этот называется «бызаанчи», а в охотничьих — «быязанза»).



игил (мой собственний) .

Игиль (пишется — игил; у -хакасов — ыых, у алтайцев - икили) по. тембру звучания напоминает казахский кобыз, узбекский кобуз, киргизский кыяк.

Тувинский игиль имеет корпус из цельного куска древесины (сосны, лиственницы или кедра), выдолбленного в форме заостренного книзу овального ковша, обтянутого козлиной (яманьей), реже оленьей кожей. Головка шейки с двумя колками для крепления струн пропущена сквозь колковую коробку (в ней хранятся запасные подставки и смола). На колках натянуты две струны из конского волоса, настроенные в квинту или кварту, в пределах малой октавы (иногда на границе малой и большой октав). Общая длина инструмента обычно чуть меньше одного метра (в разных экземплярах она "колеблется от 87 до 108 см.) '.

Смычок в форме лука имеет тетиву из конского волоса; натяжение регулируется исполнителем во время игры пальцами правой руки. Исполнитель, сидя на полу, держит, инструмент вертикально (заложив ножку за голенище левого сапога) и водит смычком по струнам. Пальцы левой руки не прижимают струны к шейке, а касаются их , слегка, вызывая мягкий звук (напоминающий фляжолеты альта или виолончели). Играют на игиле по преимуществу в высоких позициях (в диапазоне первой октавы, при настройке — на октаву ниже).

Обе струны игиля звучат по большей части одновременно: низкая служит для мелодического голоса, высокая — для выдержанного звука, образующего чаще всего квинтовый бурдой" к тонике напева .

В Туве под названием игиля бытует не только описанный национальный тувинский инструмент, но и другой также двухструнный смычковый инструмент — монгольский хур.

Хур имеет корпус трапециевидной формы с деревянными боковыми стенками, чаще всего обтянутыми с обеих сторон кожей (в некоторых экземплярах дека и дно деревянные) 4. Шейка пропущена сквозь корпус чаще всего со стороны меньшего основания трапециевидной коробки, но в отдельных местных видах инструмента — с большего. Головка шейки (с двумя колками для крепления струн) заканчивается чаще всего резной головкой лошади, выдающейся вперед (инструмент с такой головкой называется «мориенхур»). Но встречаются и инстументы с плоской загнутой назад головкой без резных украшений.

Хур в большинстве случаев ярко окрашен в зеленые, красные и оранжевые тона и изукрашен национальным орнаментом. Струны из конского волоса настроены в квинту или кварту в пределах малой октавы, как и на игиле; техника игры на хуре тождествена технике игры на игиле.

Обмеры экземпляров инструментов коллекции Ф. Я. Кона, хранящихся в Русском этнографическом музее, отдельные виртуозы иногда варьируют квинтовый бурдон . В Монгольской народной республике инструмент этот называется моринхур или мориенхур (см. «Энциклопедический музыкальный словарь», ; иные монгольские его названия: «Хил-хур» и «Хил» (см. П. Берлинский. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи, Музгиз, М., 1933, стр. 41;Оба вида инструмента представлены в коллекции П. Козлова, хранящейся в Русском этнографическом музее (см. колл. № Козл. 9,)

Струнные щипковые инструменты представлены в Туве двухструнным инструментом — тошпулуром (почти вытесненном в современном быту другим трехструнным щипковым инструментом—шанзы) и много- струнным — чадаганом.

Тошпулур (дошпулур) — инструмент, аналогичный монгольскому и ойротскому топшхуру и горно-алтайскому топшуру, имеет деревянный корпус в форме трапециевидного ящика, изготовляемого из древесины сосны, кедра или ели (высота трапеции 20 см, длина меньшего основания 12 см, большего — 19 см). Дно — глухое, дека — с небольшим резонаторным отверстием (высота обечайки 8 'см). В узкой части корпуса укреплена шейка длиной около 30 см, изготовляемая обычно из березы. В верхнем конце шейки имеются два колка для крепления струн. Струны изготовлялись в прошлом из конского волоса, строились либо в кварту, либо в квинту в пределах первой октавы (сообщение М. Мунзука).

Звук, извлекаемый на тошпулуре щипком, без плектра, значительно слабее звука казахской домбры, сходной с ним по тембру. Характер использования тощпулура в тувинской народной музыке нам не удалось наблюдать; М. Мунзук сообщает, что на нем исполнялись мелодии любых народных песен', но наряду с ними и особое остинатногетерофонное сопровождение к мелодии горлового пения «Дембильдей».

По свидетельству Г. Е. Грумм-Гржимайло, относящемуся к началу нашего столетия, в те годы тошпулур был самым распространенным музыкальным "инструмент-ом тувинцев2, но в послереволюционной - Туве он почти совсем забыт; его вытеснил более полнозвучный и технически более совершенный струнный щипковый инструмент — шанзы.

Тувинское название инструмента шанзы — вариация его монгольских названий: шандза, чанза, шандзе.



Шанзы имеет корпус в форме продолговатой деревянной коробки с закругленными углами (т. е. почти овальной конфигурации) и слегка округленными краями (ее длина 32 см, ширина 21 см). Деревянный корпус резонатора обтянут с двух сторон змеиной-кожей (высота обечайки около 11 см). В середину верхней части корпуса врезана шейка, заканчивающаяся слегка огогнутой назад головкой с тремя колками, для крепления струн (длина шейки вместе с головкой 62 см) '.

Корпус инструмента изготовляется обычно из лиственницы, а шейка — из березы, но иногда встречаются инструменты, корпус и шейка которых изготовлены из красного дерева. Три жильные струны настроены по квинтам в диапазоне большой—малой октав (например соль—ре—ля), реже в квинту и кварту (соль—ре—соль). Звук извлекается щипком с помощью плектра. -Характерно, что напев горлового пения «Дембильдей», ранее сопровождавшегося игрою только на тошпулуре, исполняется в настоящее время в сопровождении шанзы2.

Чадаган (у хакасов чатхан) — прямоугольные семиструнные деревянные гусли — простейший вид монгольского ятага3 (называемого монголами также: ядуга, ятаг, джитаг4).

Тувинский чадаган имеет форму узкого продолговатого прямоугольного деревянного ящика (длиною от 1,1 до 1,5 -и. шириною от 12 до 15 ем-- и высотою "от 8 до 12 см) с тонкими стенками (до 0,5 см), либо выдолбленного из целого куска кедра или сосны, либо составленного из скрепленных на. шипах пяти дощечек тех же древесных пород (четыре стенки,пятая —дека). Дно отсутствует. Вдоль деки натянуто семь металлических струн (в прошлом они были либо жильными, либо из конского волоса). Струны закреплены с одной стороны на металлических (или деревянных) колках, набитых на колодочку, прикрепленную к краю деки; с другой —привязаны к маленьким металлическим колечкам, закрепленным на стенке ящика под углом к деке. С одной стороны струны опираются на продолговатую цельную подставку, общую для них; с другой — на отдельные для каждой струны маленькие передвижные деревянные подставочки, которые служат для настройки и перестройки инструмента. Инструмент имеет различные настройки; наиболее распространенные из них:
( С. И. Вайнштейн сообщает, что в Тоджинском районе Тувы распространена иная техника игры на чадагане: прижимание струн у подставки левой рукой для изменения высоты звука. Эта техника игры в Туве мною не наблюдалась.)

Играют на чадагане либо плектром, либо щипком пальцев правой руки; левая рука остается свободной и служит только для передвижения подставок под струнами при перестройке инструмента. По сообщению А. Чимба, чадаган был в недалеком прошлом одним из самых распространенных тувинских музыкальных инструментов (в настоящее время на нем играют немногие), прежде он служил для исполнения не только народных мелодий, но и для сопровождения мелодических речитаций тувинских народных сказок (тоол). Играли на нем мужчины, женщины и девушки.

Из духовых инструментов в Туве распространены два вида флейт: поперечная — лимби, продольная — шоор и деревянная труба амыргаг (охотничий манок на марала).

Лимби (у монголов лимба) — вид бамбуковой поперечной флейты1. Название этого инструмента заимствовано тувинцами от монголов (лимба), а монголами .вероятно, из Тибета.

Лимби, распространенный в Туве, представляет бамбуковую трубку 65—66 см длиной, закрытую в верхнем торце деревянной пробкой. Ближе к верхнему торцу расположено отверстие для вдувания — дульце,
На некотором расстоянии от него второе отверстие, заклеенное папиросной бумагой или тонкой бамбуковой пленкой (это делается для особой тембровой окраски звука). Затем следует еще шесть отверстий которые служат для изменения высоты извлекаемых звуков; они прикрываются тремя (средними) пальцами праной и левой рук. У открытого конца трубки расположены еще четыре отверстия: два в общем ряду и два по диагонали над ними. Последние четыре отверстия используются для расширения звукоряда на несколько звуков вниз путем залепки их воском. Все промежутки между отверстиями имеют обмотку из лакированных (обычно черных и красных) ниток, образующую кольца шириною от одного до полутора сантиметров. Тувинцы, играющие на лимбй, используют ее звукоряд далеко не в полном объеме (они пользуются преимущественно бесполутоновым пентатонным звукорядом в объеме до полутора октав). По исследованию, произведенному в 1943 году дирижером Р. Г. Мироновичем (профессиональным флейтистом), — лимбй имеет следующий звукоряд
В записи звукоряда лимбй, сделанном Р. Г. Мироновичем, черными нотами обозначены звуки с неточной настройкой, квадратными скобками легко исполнимые трели, пунктирными скобками — трудно исполнимые трели.

В различных экземплярах лимбй, незначительно отличающихся друг от друга по размеру, звукоряд этот транспонируется либо вверх, либо вниз (иногда он начинается не с си-бемоля, а с ля, си или до),но лимби с звукорядом, который начинается с си-бемоля, интонирует наиболее чисто.

В звукоряде, установленном Р. Г. Мироновичем, мною был написан концерт для лимби с оркестром на тувинские народные темы; Р. Г. Миронович блестяще исполнил этот концерт на лимбй, доказав тем самым достоверность результатов своего исследования.

Поскольку различные по размеру экземпляры лимби имеют различную настройку, Р. Г. Миронович считает целесообразным нотирование для этого инструмента в транспорте, по аналогии с обычной флейтой, с основным тоном ре первой октавы. Подобная нотация (предполагающая изложение звукоряда лимби, начинающегося с си-бемо-ля, в транспорте на малую сексту вниз) позволяет использовать на лимби аппликатуру обычной флейты; тем самым исполнение на ней становится доступным для любого флейтиста. Миронович установил. что для экземпляров лимби, распространенных в Туве, в нотации необходимы транспорты зорга: 1п С, т Аз, 1п А, т В.

Шоор (у горноалтайцев — шор или шогур, у киргизов—чоор, у казахов—сыбызги, у башкир — курай) — продольная флейта, распространенная в Туве не повсеместно (преимущественно в Тоджинском, отчасти в Барун-Хемчикском и Бай-Тайгинском районах'). Ствол инструмента длиною от 75 см и более изготовляется весною из осторожно снятой коры тальника, обтягиваемого животной кишкой марала; поверх нее ствол скрепляется по краям сухожильными связками. Изготовляют шоор также из древесной ветки, расколотой вдоль; выбирают в обеих половинках канал, а затем вновь склеивают. Инструмент имеет три отверстия для изменения высоты звука.

Исполнителей на шооре мне не удалось встретить; техника игры на тувинском шооре и его звукоряд в литературе не описаны.

Амырга (у горноалтайцев абырга, у хакасов пыргы) — коническая деревянная труба около 50 см длиной, изготовляемая из двух половинок, выдолбленных из древесины, которые обтягиваются животной кишкой и скрепляются несколькими вязками из сухожилий или тальника.

По сообщению Э. Эмсгеймера, инструмент этот изредка встречается в Монголии (см. Е. Еп18Ье!тег, цит. соч., стр. 94). По сообщению А. Кенеля,' шоор бытовал и у хакасов (см. А. Кенель. Музыкальное творчество хакасов. Абакан, 1955, стр. 8). •

В статье «Музыка и музыкальные инструменты народностей Сибири» («Сибирская энциклопедия», т. III) инструмент этот неточно назван амыза.

Амырга — не музыкальный, а звукоподражательный инструмент" (охотничий манок на марала). Из него извлекаются звуки обретонового ряда, имитирующие крик этого животного путем втягивания в себя воздуха, (а не его вдувания, как обычно). В качестве музыкального инструмента амырга не используется тувинцами; он распространен только как охотничий в таежных районах Тувы.

Тувинский хомус ( варган)

В домашнем быту тувинцев распространен также хомус (губной варган) — язычковый щипковый инструмент, резонатором для которого служит полость рта исполнителя. Под тем же названием инструмент этот известен многим тюркским народам (под другими названиями он бытует почти у всех народов Азии, и в прошлом широко бытовал и в Европе).

У тувинцев (точно так же, как и у многих других тюркских народов) хомус распространен в двух разновидностях: темир-хомус (металлический хомус) и ыяш-хомус (деревянный хомус); тот же инструмент, изготовленный из бамбука, называется кулузун-хомус 2 (тростниковый хомус).

Более подробнее прочитать о тувинских хомусах ( варганах) а также купить варган можно тут ->

Темир-хомус бытует не более широко, чем ыяш-хомус я кулузун-хомус.

Инструмент представляет камертонообразную железную, а иногда латунную или медную ПИЛКУ, у основания более широкую, у вершины более узкую (ее длина от 5 до 6см, ширина— 1 см. у основания и 0,5 см у вершины). В центре основания вилки прикреплен (обычно припаян) тоненький стальной стерженек-вибратор, загнутый у вершины перпендикулярно к плоскости вилки (его длина до загиба равна длине вилки, длина загнутого конца — 2 см).

Играющий держит левой рукой вилку за ее основание, а оба конца ее вершины зажимает между передними зубами. Пальцем правой руки исполнитель подергивает за изгиб стерженька; его колебания образуют один остинатный звук, слышимый с остинатным призвуком 3-го обертона. Оба эти звука, неизменяемые по высоте, слышатся как ритмически пульсирующий органный пункт на интервале дуодецимы. Мелодия построена из 6-го, 7-го, 8-го, 9-го, 10-го и 12-го обертонов, выделяемых исполнителем из основного звука изменениями объема полости рта, которая служит резонатором.

Объем полости рта изменяется путем подъема и опускания языка и мягкого нёба; на одно подергивание стерженька исполнитель берет один, два или три мелодических звука. Искусные исполнители на темир-хомусе, владеющие техникой, извлекают свободно любые звуки и любые интервалы упомянутого обертонового звукоряда.
На темир-хомусе играют преимущественно девушки и женщины. В каждом кошуне (ныне районе, а в прошлом—территориальном родовом объединении) распространена одна, своя мелодия темир-хомуса, незначительно варьируемая исполнителями; мелодии темир-хомуса до сих пор различаются по названиям районов, например: Барун-Хемчикская мелодия ', Сут-Хольская мелодия и т. д.

Игру на хомусе, почти не поддающуюся непосредственной слуховой записи, невозможно записать и с помощью фонографа (столь слабое звучание фонюграф не фиксирует), но при магнитофонной и иной электрозвукозаписи, допускающей предварительное усиление звучания, наигрыши на хомусе поддаются точному йотированию, а строй инструмента точному определению.

Ыяш-хомус — продолговатая деревянная пластинка (длиной от 10 до 12 см, шириной около 2 см), в середине которой выпилен язычок тонкая вибрирующая планочка (длиною 7 см, шириною 0,3 см}. Оба конца инструмента (деревянной пластинки) имеют утолщение. У конца, противоположного основанию язычка, утолщение иногда переходит
в небольшую ручку, если ее нет, то в утолщенной части пластинки провертывается небольшое отверстие, сквозь которое продернут шнурочек, заменяющий ручку. Точно такое же отверстие просверлено в утолщении у другого конца пластинки (у основания язычка); сквозь него так-же продернут шнурочек (длиною около 25—30 см.).

Играющий держит инструмент левой рукой (либо за ручку, либо за заменяющий ручку коротенький шнурочек, обертываемый вокруг указательного пальца) в горизонтальном положении, параллельном губам, на расстоянии одного-двух сантиметров от полуоткрытого рта.

Указательным пальцем правой руки (вокруг которого обертывается конец длинного шнурочка, закрепленного у основания вибрирующего язычка) исполнитель поддергивает длинный шнурочек частыми резкими движениями. При каждом подергивании язычок вибрирует, благодаря резонансу полости рта его вибрация образует слышимый остинатный звук. Этот звук, ритмически пульсирующий (затухающими значительно быстрее, чем на темир-хомусе), является органным пунктом, на фоне которого звучит мелодия. Мелодия построена из 5-го, 6-го, 7-го, 8-го, 9-го, 10-го и 12-го обертонов;
Обертоны эти выделены исполнителем из основного звука изменениями объема полости рта по тому же принципу, что и на темир-хомусе. На ыяш-хомусе играют преимущественно мужчины; на этом инструменте исполняются разнообразные мелодии, близкие по стилю к мелодиям горлового пения. Ыяш-хомус звучит несколько слабее темир хомуса.

Кулузун-хомус отличается от ыяш-хомуса только тем, что он изготовляется не из древесных пород, а из бамбука; во всем остальном оба инструмента идентичны.

Помимо описанных народных музыкальных инструментов — в прошлом в Туве бытовали также особые культовые музыкальные инструменты: шаманский бубен тунгур и весь традиционный музыкальный инструментарий буддийских монастырей; в послереволюционном быту инструменты эти не сохранились.

В основе тувинской народной инструментальной музыки почти всегда лежит вокальная песенная мелодия; исключением являются только программные инструментальные пьесы на игиле (мне известны две подобного рода пьесы).

Двухголосный стиль иструментальной игры типичен только для двух тувинских музыкальных инструментов: игиля (и вытесняющего его хура) и тошпулура (и вытесняющего его шанзы).

Оба эти стля основаны на остинатном принципе: при игре наигиле (и хуре) мелодия, исполняемая на низкой струне, сопровождается непрерывным звучанием выдержанных звуков (бурдонов) на высокой струне; при игре на тошпулуре (и шанзы) мелодия, исполняемая на высоких струнах, сопровождается эпизодическими выдержанными звуками (органным пунктом) на низкой струне.

На игиле (и хуре) тувинцы играют всегда в двухголосном стиле (одноголосно на этих инструментах играют только неумелые исполнители); на тошпулуре (и шанзы) тувинцы играют иногда в двухголосном, иногда в одноголосном, иногда в смешанном стиле (чередуя одноголосие с двухголосием).

'Остинатный принцип игры. типичный также для хомуса, нельзя расценивать в качестве художественного стиля, 'поскольку неизменный остинатный бас, звучащий на этом инструменте, обусловлен его конструкцией.

остальных тувинских народных музыкальных инструментов многоголосный стиль исполнения технически возможен только на чадагане но только зтом инструменте принят только одноголосный стиль исполнения. На бызанчи, лимби, шооре многоголосный стиль исполнения технически невозможен.

Сольное инструментальное исполнение песенных мелодий отличается от их вокального исполнения характером и степенью их варьирования.

Характер инструментального варьирования несенных мелодий определяется отчасти техническими возможностями каждого инструмента, отчасти его традиционной фактурой (так, например, произведения, исполняемые на игиле, неизменно сохраняют традиционную для него двухголосную фактуру).

Степень варьирования песенных мелодий при инструментальном исполнении большая, нежели при вокальном; искусные инструменталисты обычно соревнуются в виртуозном варьировании, стремясь использовать технические возможности инструмента. Подобное виртуозное варьирование одинаково характерно для сольной инструментальной игры и для инструментального сопровождения вокальному исполнению народных песен.

При сольном инструментальном исполнении песенных мелодий их виртуозное варьирование более свободно, чем в инструментальных сопровождениях пению (например, при сольном исполнении песенного напева тувинские инструменталисты варьируют иногда лишь отдельную его часть').

Стиль варьирования тувинских инструменталистов является общими для сольного исполнения народных мелодий и для инструментальных сопровождений пению. Для него наиболее характерны: повторы отдельных мелодических оборотов, насыщение широких мелодических интервалов проходящими и вспомогательными звуками (преимущественно верхними) и разнообразное мелодическое орнаментирование не только средних звуков мелодии, но и ее конечного звука

В инструментальных сопровождениях вокальному исполнению песен гетерофонньте отклонения от унисона образуются отчасти вследствие списанных особенностей тувинского инструментального стиля, а отчасти в результате некоторых иных приемов инструментяльпого ппрьнрбвания, характерных только для совместного исполнения песен певцом и инструменталистом. К ним относится: ритмическое варьирование (инструменталист, то удлиняя, то укорачивая отдельные звуки, то отстает от певца, то его опережает) 3 и ладовое варьирование (одновременное исполнение певцом и инструменталистом двух различных ладовых вариаций одного и того же отрывка мелодии) .

Оркестр национальных инструментов, созданный в Туве в 1943 году, состоит из реконструированных бызанчи и чадагана, сохраненных в традиционной форме монгольского хура (заменяющего игиль), шанзы (заменяющего тошпулур) и лимби; к этим национальным инструментам были добавлены ударные инструменты китайского и тибетского происхождения. Основой оркестра является струнный квинтет из бызанчи, реконструированного в четырех размерах (помимо традиционных — бызанчи альт, бызанчи бас и бызанчи контрабас). В реконструированном бызанчи национальная форма и тембр звука сохранены, но его строй и техника игры изменены по аналогии со скрипкой; смычок отделен от струн, струны заменены жильными, получившими скрипичный строй, а к шейке инструмента приделан скрипичный гриф.

Реконструированный чадаган был изготовлен также в двух размерах: традиционном большом (с увеличенным числом струн) и небольшом, настроенном в более высоком регистре, В состав оркестра входят:

Бызанчи 1, Бызанчи 2, Бызанчи альт, Бызанчи бас, Бызанчи контрабас, Хур (называемый тувинцами игилем), Шанзы, Чадаган 1, Чадаган 2, Лимби

Ударные (различного вида барабаны и тарелки).В таком составе оркестр тувинских национальных инструментов исполнял не только тувинские народные песни и произведения специально для-него-написанные, но и произведения русской и западноевропейской классической музыки, а также советских композиторов.

Случайные новости



«ВеданЪ КолодЪ» празднует пятилетие 22.01.2010 «ВеданЪ КолодЪ» празднует пятилетие

Славянская этно-группа «ВеданЪ КолодЪ» отпразднует свое пятилетие 7 февраля в Культурном Центре Дом. На концерте пройдет презентация сингла «А на праздник Купала». «ВеданЪ КолодЪ» споет некоторые песни своей программы, а также песни, подготовленные только для этого концерта. Гостями праздника будут музыканты: группа «Менестрели» (Краснодар), «Белый камень» (Москва), «Турбодзен» (Москва), Анастасия Овчаренко «Ратобор» (Москва), Алексей Кравченко (Москва). В основе творчества группы лежит реконструкция музыкальной культуры Древней Руси, когда инструментальная музыка тесно переплеталась с вокальной. Мастером Валерием Нарышкиным созданы ныне забытые, а также редкие старинные славянские инструменты. Это русский военный рог, гусли, калюки, гудок, волынка, славянские барабаны и др. В реп


Читать полную новость
Болот Байрышев - 30 января-3 февраля 2011 тур по Сибири 15.01.2011 Болот Байрышев - 30 января-3 февраля 2011 тур по Сибири

С 30 января по 3 февраля 2011 в Сибири (Барнаул, Новосибирск, Томск, Академгородок) пройдет гастрольный тур Болота Байрышева. 30 января 2011 в 20.00 состоится концерт Болота Байрышева и Эмиля Теркишева. Место проведения: Барнаул, пр. Ленин


Читать полную новость
28.12.2007

SAFETY MAGIC - новогодний концерт в клубе "Проект ОГИ" 28 декабря, начало 22:00, www.safetymagic.ru, www.proectogi.ru Подробнее

Перейти » Все новости